Описание всех серий сериала Раневская

Краткое содержание сериала Раневская

«Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным.» (с).

 

Начало 20 века. 20-летняя Фаина Фельдман, не смотря на запрет строгого и непонимающего ее таланта отца, убегает из дома в Таганроге и едет покорять столицу Москву. Москва не гостеприимна к ней, ведь время жесткое – предреволюционное, но природное обаяние, настойчивость и умение сопереживать людям помогают найти девушке своих учителей и настоящих друзей.

1 серия

Таганрог, 1915 год. Молодая девушка Фаина срезает с городской тумбы для объявлений портрет русского актера театральной сцены – Василия Ивановича Кочалова. Нечаянно режет руку и возвращается домой в крови. Ее с непониманием встречают родители с их приятелем, который восхищается ей и желает сосватать ее со своим сыном. Фаина рассказывает сестре, что решила попробовать поступить в московскую театральную труппу. Сестра не разделяет ее стремлений, но помогает деньгами, оставляя ей свои перстни и бусы. На репетиции местного театра ей говорят, что с ее амплуа у нее совсем не будет ролей. Фаину не останавливает это, считает, что можно начать и с ролей старух. Также она отказывается от протекции известной примы большого театра (Екатерины Гельцер), адрес которой ей дает подруга Лялечка. Считает, что она и без нее всего добьется сама. При прощании Лялечка все же незаметно сует ей адрес примы в карман.

 

Родители сватают Фаине сына своих друзей, Самуила. Она говорит, что никогда не полюбит смертного, потому что Кочалову никто не ровня. Она сообщает им, что собирается поехать в Москву, поступать в театр. Отец отчитывает ее, пытается донести, что подобных своим шагом привлечет стыд и позор на их семью. Позже Фаина подслушивает разговор родителей, мать считает, что они должны ей дать право самой выбрать профессию и спутника по жизни. Отец же считает, что в театре ей ничего не светит, потому что она нескладная, уродливая заика. Фаина идет к Самуилу, сообщает ему, что не собирается выходить за него замуж, чтобы только объединить капиталы их семей. Молодой человек считает ее идеальной партией для себя и не собирается отказываться от нее по своей воле.

Сестра Фаины, Бэлла, выходит замуж. По этому поводу родители закатывают грандиозный праздник. Между Фаиной и ее отцом вновь случается ссора из-за ее планов на театральную жизнь. В разгаре банкета Фаина встает на табуретку и читает отрывок из Шекспира, после чего удаляется с торжества. Отец забирает у Фаины документы, чтобы у той не было возможности сбежать в Москву. А вечером того же дня он несет деньги ее подруге Лялечке, чтобы та отговорила ее заниматься искусством. В этот момент Фаина с вещами сбегает из дома, достать документы из сейфа отца ей помогает брат Яков. На прощание Лялечка дает ей напутствие

Москва, 1915 год. Фаина добирается до художественного театра, видит очередь на кастинг к режиссеру Судержицкому. Неизвестная девушка Зинаида берет Фаину на свое место – просит помочь ей в сценке, потому что ее напарник не явился в театр. Она производит фурор, нарядившись в мужчину, режиссер даже потребовал ее разыскать. Но Зинаида сказала, что она уже ушла. Видя ее подготовку к монологу, режиссер Судержицкий просит помощника убрать ее со сцены. Зинаида берет Фаину к себе в комнату, та обнаруживает, что из ее чемодана украдена шкатулка с драгоценностями. Зинаида показывает Фаине дом, в котором живет ее кумир – Кочалов. Далее Фаина едет на очередные пробы, ей приходится выступать прямо в коридоре. Она читает монолог из Островского, после чего получает очередной отказ режиссера. Фаина продолжает ходить по пробам во все Московские театры, получая отказ за отказом… Девушка рассчитывается за съем комнаты вещами.

↑ вернуться наверх к списку серий ↑

2 серия

Фаина приходит в цирк, хочет заработать денег на цирковой массовке. Родители за завтраком вспоминают дочь, которая уже три недели не присылает им ни весточки. От безысходности Фаина даже продает серебряные пуговицы с платья, видит, как Зинаида приезжает в их комнату с тучным, взрослым мужчиной. Фаина не разделяет ее ценностей, которая ради сцены готова жить с непонятными мужиками. После выезда из комнаты «подруги» ей приходится работать на хозяйку квартиры, чтобы покрыть долг за съем жилья. Зина приходит в цирк к Фаине и сообщает, что ее старый хахаль устроил ее в театр. Обещает помочь и ей, приглашает на совместный ужин с ее мужчиной.

За столом между ним с Фаиной возникает спор на счет искусства, но, несмотря на это, обещает познакомить ее со своим шурином, у которого есть связи. Фаина вновь показывает свой характер, ругается с Зиной, которая называет ее неблагодарной и прогоняет прочь. На следующий день, выполняя очередное задание экономки, Фаина сталкивается на улице с Екатериной Гельцер, к которой советовала обратиться за помощью ее подруга, Лялечка. Девушка приглашает ее в дом, узнает, что Фаина хочет быть актрисой. Екатерина поддерживает ее, говорит, что роли для нее существуют, просто иногда, для их получения, нужны связи…

Москва, 1916 год. Фаина с восторгом наблюдает из ложе Большого театра за выступлением Екатерины Гельцер. После чего в гримерке узнает от нее, что она устраивает ей встречу с режиссером Карским. Девушка безумно счастлива. Бэлла сообщает брату, что их отца взяли плен бунтари, требуют 50 тысяч рублей за его освобождение. Им удается его освободить. Карский знакомит Фаину с актрисой Ольгой Садовской, которая прикована к инвалидному креслу. Дает ей несколько наставлений как приблизиться к своей мечте – театральной сцене. А также дарит ей фотографию в рамочке, на которую советует смотреть, если будет совсем невмоготу. Дальше совместно с гостями Гельцер Фаина выбирает себе псевдоним: с этого дня она не Фельдман, а Раневская.

Родители Фаины решают уехать, потому что, если они продолжат ждать вестей от Фаины им грозит расправа. Керчь, 1916 год. Фаина приезжает в театр, где поступает в расположение труппы актрисы Ирины Лавровской, куда ее устроил Карский. Там она знакомится с самой Лавровской, которая сразу же ведет ее на сцену летнего театра. Там Фаина позорится, потому что ей приходится играть любовные отношения с малоизвестным молодым человеком. Лавровская просит режиссера снимать Фаину с роли и отправлять домой, она дефективная.

↑ вернуться наверх к списку серий ↑

3 серия

Молодой человек, с которым Фаина играла на сцене, снимает ее с поезда и приводит на сцену. Обещает помочь ей взамен на будущую протекцию в Москве. Ему удается раскрепостить ее и, они репетируют роль под музыку. На утро в летнем театре собираются зрители, Фаине удается справиться со своим заиканием по методу, которому обучил ее напарник накануне. Однако во время представления Фаина нечаянно роняет декорации (из-за пакостничества одной из актрис), чем превращает выступление в комедию. Вечером режиссер увольняет эту актрису, а Лавровская сообщает, что билеты на их спектакль куплены на несколько недель вперед.

Фаине приходит телеграмма от родителей, она едет попрощаться, потому что они продают имущество и уезжают заграницу. Ее провожает на паровоз ее напарник по сцене, целует ее на прощание и дарит пуговицу от рубашки. Фаина приезжает к дому родителей, видит мародеров, ворующих имущество ее родителей. Он спешит к теплоходу, успевает попрощаться с родителями и сообщает, что стала актрисой керченского театра. Белла замечает пуговицу, повешенную на цепочку – Фаина называет это любовью… Фаина отказывается ехать с ними, тогда отец, в первый раз, поддерживает ее решение, дает с собой денег. Сойдя на берег, Фаина узнает от отца ее несостоявшегося жениха Самуила, что тот убит мародерами при ограблении магазина.

 

Вернувшись в Керчь, Фаина застает своего возлюбленного за занятием любовью с одной из актрис труппы. Сбегает и ездит пару лет по разным городам, в итоге дорога приводит ее в Ростов (1919 год). Тем временем ее семья обосновались в столице Румынии, в городе Бухарест. Отец молится за свою дочь, желает ей обрести семью и людей, которые смогут ее поддержать. В паровозе Фаина встречает великую актрису Павлу Вульф, которая отказалась от профессии. Об этом ей рассказывает ее дочь, путешествующая с ней. Фаина просит ее взять себя в свои ученицы, после долгих ночных бесед она соглашается. Работает над дикцией, осанкой и поведением Фаины, дают совместные передвижные спектакли. Женщины приезжают в Феодосию, где играют несколько разных спектаклей подряд, которые проходят с грандиозным успехом.

Во время одного из спектаклей на улице раздаются выстрелы, после чего все военные покидают зал, после чего их места занимают захватчики (большевики) с оружием. Госпожа Вульф командует продолжать играть на сцене, им удается закончить спектакль. После него их собирает главный из налетчиков, сообщает, что вскоре им придется поменять репертуар на агитационный. Павла отправляет Фаину проверить свою дочь с няней – с ними все в порядке. Фаина записывается в агит-бригаду большевиков, пытается спасти поручика (противника большевиков). Приносит ему актерскую одежду, берет его с собой актером. Тот предлагает ей бежать из города вместе, предлагает ехать в Одессу. На утро Фаина видит, как большевики расстреливают его нового знакомого – поручика…

↑ вернуться наверх к списку серий ↑

4 серия

Москва, 1931 год. Женщина (Алиса) предлагает мужу-режиссеру Таирову взять на роль падшей женщины Фаину Раневскую, показывает ему несколько фотографий. Мужчина принимает их за нескольких актрис, сильно удивляется, что это все одна Фаина. Фаина приезжает в дом к Ульяне, у которой снимала комнату. Знакомится с ее сыном, жизнь которого изменила оставленная ей фотография. Его мать безумно рада их встрече, обещает помочь с жильем. Павла поздравляет Фаину с новой крупной ролью в Московском камерном театре под предводительством Таирова. Раневская переживает, что не может сообщить родителям о своей радости – это может быть воспринято как классовая разность…

Румыния, Бухарест. Отец Фаины узнает, что их дочери удалось прорваться к своей мечте и попасть на московскую сцену. Именно о ней пестрят все газеты, понимает, что она взяла псевдоним. Рассказывает об этой радости жене. Фаина готовится к премьере, дико волнуется из-за высоких декораций, по которым ей придется передвигаться (ведь она боится высоты). Критику Когану удается настроить актрису и ее премьерный спектакль проходит с фурором. После выступления она получает массу поздравлений, включая от своего кумира – Василия Ивановича Кочалова. Также Раневская получает предложение сняться в кино в картине «Пышка». Во время съемок она знакомится с Любовью Орловой, даже дает ей совет перекраситься в блондинку и остаться в кино, тем самым оставляя след в ее карьере.

Жена майора Сергея Репнина жалуется на наличие в зрительном зале во время спектакля настоящих проституток (принимали Раневскую за «свою» по причине ее убедительной игры). Руководителям театра удается уладить конфликт, пересадив их на балкон. После спектакля Василий (сын Ульяны) дарит Фаине самодельные часы. В гримерку к Раневской приходит Зина, неприкрыто завидует ее успеху. Намекает, что жена Таирова – Алиса, может повлиять на планы мужа в привлечении Фаины к игре в своих спектаклях…

Павел Вульф советует Фаине не разменивать театр на кино. Однако Раневская воспринимает свои съемки как возможность отправить весточку своим родителям, пусть и через экран. Фаина узнает, что ее имени нет ни в одной ближайшей театральной постановке. Кочалов успокаивает ее, направляет на мысль, что нужно радоваться, что удалось затмить Алису. Когану напоминают о должке, о заказной статье по театру. На утро она выходит, после чего спектакль признают антисоветским и закрывают его показ. Фаина является по этому поводу к Когану и раздает ему несколько прилюдных пощечин…

Москва, 1939 год. Раневская сообщает Павле, что уезжает с театром красной армии на гастроли по Дальнему Востоку. Та безумно огорчена… Жена Васи просит заехать к нему перед отъездом, тот знакомит ее с талантливой девушкой-режиссером, Татьяной Лукашевич. Она предлагает сняться ей в своем фильме «Подкидыш» - Раневская с радостью берется за работу. Даже немного вносит коррективы в сценарий, тем самым передавая весточку своему отцу. Он с удовольствием несколько раз пересматривает в кинотеатре этот фильм, беря с собой карикатурщика, чтобы тому удалось воссоздать образ его дочери на бумаге. Получившуюся картину он вешает в магазине и просит продавца рассказывать всем, что это его дочь. 21 июня 1941 года с успехом завершены съемки фильма «Мечта» с участием Фаины Раневской, в котором она сыграла лучшую драматическую роль.

↑ вернуться наверх к списку серий ↑

5 серия

Ташкент, 1942 год. Раневская прибывает на встречу актеров, участвовавших в съемках фильма «Подкидыш». Успевает попререкаться с командиром части, который отправил старлея перевешивать плакат со Сталиным. Оказалось, что они с Раневской уже встречались в театре (Сергей Репнин), когда он с женой посещал спектакль «Пышка». Раневская благодарит его, что он первый кто не назвал ее «Мулей», на что тот отвечает: «потому что проституткой Вы мне больше нравились…». Фаина становится свидетелем выгрузки детского вагона, в котором их привезли с разных уголков СССР. Также дожидается своей хорошей знакомой Лиды, которая сообщает, что вагон с Элей, которую она так ждала, разбомбили под Москвой…

Раневской режиссер дает минутную роль в кино, она не может скрыть свою грусть по этому поводу. В этот же момент кинооператор залетает к режиссеру, принес трофейную пленку – Фаину просят удалиться. Она все равно заглядывает в комнату и видит весь ужас войны, снятый на эту кинопленку. Готовясь к спектаклю, Раневская видит в коридоре мужчину, сильно похожего на своего отца, которого она не видела вот уже 25 лет. Тот советует ей обратиться к Вене, который с легкостью предсказывает жив человек или нет. Фаина говорит, что не верит в гадания…

Раневская делает на съемочной площадке все невпопад, на свое усмотрение, мимо сценария. Однако, в конечном итоге, режиссер остается доволен, говоря Фаине, что та «прицельно плюнула в вечность». В арке жилого дома Раневскую узнают солдаты, которые много раз видели фильм «Подкидыш», дарят ей 2 куска мыла. Фаина Георгиевна польщена. Раневская все же идет к Вениамину, тот делает ей расклад на картах про семью. Говорит, что встретится с ними, но не скоро. А сама будет жить долго – но одиноко. На последок предсказывает ей дальнюю дорогу с пустыми хлопотами… Потом Фаина идет на рынок, чтобы попытаться продать свои карманные часы.

 

Румыния. Бухарест, 1942 год. В магазинчик отца Раневской приходят две пары немцев, смотрят товары, потом один из них обращает внимание на портрет Раневской на стене. Требует снять эту страшную еврейку, тогда отец вступается за нее, говоря правду: что он ее отец и она первоклассная актриса. Немецкие мужчины хотят вытащить его на улицу, но в этот момент в окно попадает снаряд. Родители Фаины понимают, что нужно бежать. Бежать в Данию.

Раневская выходит на импровизированную сцену среди рабочих цехов, выступает вместо Ахматовой – она говорит о ней приятные слова. После чего читает ее стихи, работники подхватывают ее почин. Как итог – аплодисменты, слова благодарности, в том числе от полковника Репнина. Он провожает ее до дома Ахматовой, Фаина передает письма и подарки, переданные ей работниками и возвращается в общество Сергея. Гуляя, они спасают солдата от самосуда. Придя домой, Раневская в воодушевлении собирает чемодан, чтобы ехать с Репниным. Однако в этот момент ей приходит письмо от режиссера Эзинштейна, который зовет ее сниматься в фильме про Ивана Грозного. Сергей даже тормозит паровоз на 20 минут, но Фаина не приходит к нему, она делает выбор в пользу профессии…

Алма-Атинская киностудия. Раневская пробуется на роль Старицкой (сестры Грозного), критик Большаков не допускает ее кандидатуру, объясняя это тем, что еврейка не может сниматься в одной из главных ролей. Все доводы режиссера он не слышит и требует подыскать другую актрису. Эзинштейн провожает Раневскую на паровоз, та расстроена, потому что она и роль не получила, и мужчину потеряла (как предсказывал ей Вениамин с рынка). Раневская возвращается обратно, снимается в постановке Чехова в своем извечном амплуа, что ей до горечи обидно (ей хочется проявить себя в драматической роли). Отец Раневской умирает в кресле кинотеатра за просмотром киноленты о войне.

↑ вернуться наверх к списку серий ↑

6 серия

Раневская получает посылку из Лондона, в которую вложен журнал о том, что американский президент Рузвельт считает Фаину великой трагической актрисой после просмотра фильма «Мечта». Даже в этот момент Раневская сталкивается с завистью коллег по театру. Фаина воодушевлена, считает эту статью своим Оскаром.

В один из дней в гости к Раневской приезжает Репнин, рассказывает, что работает в Лондоне в переговорах с союзниками. Фаине становится ясно, что именно Сергей прислал ей тот журнал, она благодарит его. Уточняет, что эта статья была как нельзя кстати в поддержании ее морального состояния. Фаина вновь «бежит» от Репнина, убирая его руку со своей, говоря, что ей нужно в театр… Однако спустя мгновение, Фаина выбегает за ним и возвращает его к себе в квартиру поцелуем. Сергей говорит ей о вызове к себе в гости, Фаина же ссылается на свою беспартийность из-за своей национальности… На прощание говорит ей фамилию Кедров (капитан НКВД), будет через него слать весточки.

На Раневскую продолжают сыпаться комические, второстепенные роли, от которых ей уже тошно. Как-то ночью к ней является Кочалов и указывает ей на ошибку, по которой она отказалась от роли домработницы самой Орловой. Ведь съемки будут проходить в Праге, где, возможно, живет ее брат. Раневская меняет решение, однако не получает разрешения от руководства страны на выезд в другое государство. Однако ночью к ней является Кедров, берет у нее журнал со статьей Рузвельта о ее работе и убеждает выдать ей разрешение на выезд из страны.

Чехословакия. Прага, 1946 год. После очередного дня съемок фильма, Орлова рекомендует сходить Раневской в кафе на углу квартала, якобы, там очень вкусный кофе. Там она встречает с Репниным, который увозит ее через задний вход на аэродром. После чего они летят в Данию к могиле ее отца. Вернувшись в Прагу, Сергей рассказывает Фаине то, что ему удалось узнать о перемещениях ее семьи. Мужчина обещает разыскать ее родных. А также он возвращает ей часы, которые она продала на рынке несколько лет назад.

В один из дней знакомая сообщает Раневской, что Репнин в больнице и вечером у него операция. Она едет к нему, сталкивается в фойе с его бывшей женой, которая приехала дать согласие на операцию. Устраивает ей скандал, обзывает жидовской мордой. Говорит, что лучше отдаст мужа могиле, чем ей… Фаина провожает Сергея в операционную, он тайно рассказывает ей, что ее собираются снимать в «Золушке», а также просит ее накидать план на будущее. Все время операции Раневская ждет в холле больницы, после чего врач сообщает ей, что Сергей умер.

↑ вернуться наверх к списку серий ↑

7 серия

Кочалов приходит поддержать Фаину, уговаривает ее выйти из дома под предлогом посещения храма (9 дней как умер Репнин). Василий Иванович уговаривает ее принять предложение о съемках в «Золушке». Раневская не знает, как ей жить без Сергея дальше. Ленинград. Раневская все же соглашается на роль мачехи в сказке «Золушка». Фаина встречается с Ахматовой, творческую жизнь которой задушила пришедшая власть. Анна пытается донести до нее, что Раневская запомнится не просто своей профессией и ролями, а чем-то бОльшим…

 

В 1946 году Раневская теряет лучшего друга и когда-то своего кумира, Василия Ивановича Кочалова. Раневская удостоена звания народной артистки РСФСР. Майор НКВД Кедров рассказывает Раневской, что у Репнина получилось найти ее сестру и мать, они живут в Румынии. Предупреждает об сопутствующих сложностях ее поездки. Фаина настроена на успех.

Главный режиссер вручает Раневской ордер на квартиру. Она устраивает новоселье со своими знакомыми и друзьями. Раневская отказывается кляузничать и доносить на своих коллег по театру, в результате чего она получает повестку. Теперь ее отъезд заграницу под вопросом. Неожиданно Фаина узнает от Орловой, что умер Сталин. Первым делом она звонит Ахматовой, чтобы сообщить об этом. Румыния. Бухарест. Фаина первым делом знакомится с детьми и внуками своего родного брата Якова (сам он умер 30 лет назад). В их же доме она встречает свою любимую маму, с которой не виделась около 40 лет…

↑ вернуться наверх к списку серий ↑

8 серия

Москва, 1961 год. Раневская посещает чествование космонавтов Юрия Гагарина и Германа Титова. После множественных жалоб и недовольств актрис театра, главный режиссер удаляет сцену с допросом Маньки (роль Раневской) из пьесы «Шторм».

Кедров организовывает машину для Раневской, чтобы она дала интервью об умершей Павле Леонтьевне. Фаина честно, без купюр, рассказывает историю своей молодости. А также о роли Павлы в ее актерском становлении. После, Фаина беседует с дочерью Павлы, жалуется ей на свою незанятость в профессии, о том, что у нее осталась лишь одна роль – роль Маньки. Вернувшись домой, Раневская в одиночестве листает адресно-телефонную книгу, из которой умерли почти все ее близкие люди…

На утро в гости к Фаине приходит Любовь Орлова, сообщает ей о снятии роли Маньки из пьесы. Раневская не понимает, как ей жить без работы. Кедров приносит Раневской телеграмму от ее сестры Бэллы, в которой она сообщает, что ее муж умер и о своем желании вернуться на родину. Фаина счастлива, что ей не придется умирать в одиночестве. Некоторое время спустя Бэлла устраивает сюрприз для Фаины. Она приводит в гости Николя, который с самого детства сох по ней. Бэлла сообщает Раневской, что они решили жить вместе. Фаину это обижает, сестры ругаются. И вот Раневская вновь одинока в огромной квартире, смотрит по телевизору репортаж о своем награждении.

 

Москва, 1970 год. Раневскую зовут озвучивать мультфильм «Карлсон» (Фрекенбок). Она без раздумий соглашается и блестяще справляется с этой ролью. Раневская встречает свою старую знакомую Зину. Признается, что в свое время завидовала ее таланту и характеру, но теперь, когда у нее есть большая семья – понимает, что ни за что бы это не променяла… Москва, 1978 год. Раневская возлагает цветы к могилам Таирова, Гельцер, Орловой, Ромм, Эйзенштейна, Качалова и других… Рассуждает, что ее могилу некому будет посещать. Раневская решает снять эпилог своей жизни, чтобы дать ответ на самый распространенный к ней вопрос (про свое одиночество)… Последняя серия сериала заканчивается кадрами фильма «Дальше - тишина».

↑ вернуться наверх к списку серий ↑